Сям'я
Недавно на первом и последнем свидании беседа зашла о семье. Глядя на карандашный набросок Альп на горизонте, я сказал: "I had an honour of knowing my great-grandmother". Тема свернулась, беседа ушла в кино, человек исчез за кулисами моей сцены, но я думаю об этом сейчас. Она была молодой прабабушкой, я знал её долго. До конца сохраняла рассудок, но в какой-то момент время для неё замерло: я навечно остался в старшей школе, а родители — в браке.
Она любила рассказывать, а я слушать: бесконечная фабула, семейный фольклор, музей мест и лиц, обглоданных временем. Когда она говорила, мы были уже ў західній Україні. Сад, собака, застолья друзей и соседей, фортепиано, бильярдый стол — я слушал её столько раз, но всё равно запомнил так мало. Она работала психиатром, и в ящике её старого мебельного набора, ещё оттуда, грудились ампулы, склянки, шприцы, стетоскоп. На стене висел портрет прадеда, ушедшего куда раньше; в однушке жались остатки былого великолепия, семейного золотого века.
Я думаю: если бы всё сложилось не так? Как поживает та параллельная моя семья, где никто не уехал, где всё сошлось по-другому, где Західна Україна — не летопись, а сегодняшняя реальность? Меня там, конечно, нету — а есть ли война? Что сказала бы баба Рая, узнав, куда летят русские бомбы? Может, и к лучшему, что её хрупкой душе не пришлось наблюдать?
Я выбираю ставить в центр памяти не последний период, где по ночам на кухне шуршали мыши, а другое, раннее, вечно-летнее. Как она в длинном платье возвращается с рынка, как ходит на реку, как смотрит глупости по телевизору, как печёт плюшки в нашей первой минской квартире. Как мы вместе готовили стол, расставляли бокалы из «праздничного сервиза», смотрели фотоальбомы — новый эпос за каждым снимком. Я садился на старый чёрный диван, и просил её рассказывать снова о том, как всё было, наивно уверенный, что ничего никогда не забуду.
2023
Ч. П.